г. Минск,
ул. Серафимовича, 11
каб. 108, каб. 112
ПН-ПТ 09:00 - 18.00
viber

Удаленная работа в условиях пандемии: что нужно знать работнику и нанимателю

Достаточно одного зараженного сотрудника — и весь коллектив может отправиться на карантин. В такой ситуации многие организации переходят на удаленную работу. В основном этот вариант рассматривают частные компании для сотрудников, обязанности которых не требуют специально оборудованного рабочего места.

Относительно безболезненно этот переход переживают IT-компании, для многих из которых удаленная работа и до пандемии была не в новинку. Но даже для них столь массовый перевод сотрудников на работу вне офис стал серьезным испытанием.

 В Беларуси нет обязательных правил для работодателей из-за распространения вирусной инфекции COVID-19. Равно как нет и особых правил оплаты труда в результате возможного изменения объема работы, если сотрудник работает из дома. В связи с этим специалисты компании ООО «Безопасность объектов» подготовили краткие советы по грамотному переходу на удаленку.

Правовая база удаленной работы

На момент написания статьи рекомендована 14-дневная самоизоляция для сотрудников, которые недавно вернулись из эпидемиологически неблагополучных регионов. Если компания заинтересована в выполнении рекомендации, ей предстоит выбрать из 2 вариантов, потому что в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) прописаны 2 формы удаленной работы:

  1. работа на дому (глава 25);
  2. дистанционная работа (глава 25–1).

В первом случае речь идет о работе по месту жительства или в других местах, но не по месту нахождения нанимателя. При этом должны четко соблюдаться требования по охране труда, а наниматель обязан это проверить.

Во втором — таких ограничений нет (только если наниматель не предоставляет работнику специальное оборудование).

Таким образом, работой на дому является та, что может быть выполнена без компьютера (хотя запрета на использование нет), а дистанционной — та, которую выполняют с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Сотрудник, который работает дистанционно, может сам определять свой рабочий график, если это прописано в трудовом договоре. Кроме того, он может заключать дополнительные соглашения по договору через обмен электронными документами (заданиями, заявлениями, приказами, уведомлениями и т.д.) и даже оформить увольнение. Правда, в этом случае работодатель обязан отправить ему приказ заказным письмом.

Как правильно перевести сотрудников на удаленку

В Беларуси возможность временной удаленной работы законодательно никак не прописана.

По ТК есть 2 варианта, в соответствии с которыми наниматель и работник могут оформить дистанционное (или надомное) выполнение работы.

Письменное оформление временной удаленной работы в качестве вынужденной меры из-за каких-либо обстоятельств. После устранения препятствий стороны возвращаются к первоначальным условиям трудового договора.

  1. Устная договоренность между сторонами (нанимателем и работником) о временном выполнении работы удаленно.

Первый вариант подразумевает более четкую фиксацию взаимоотношений сторон и распределение ответственности между ними, что с юридической точки зрения делает его более предпочтительным.

В обоих случаях работа оплачивается в обычном порядке и может быть установлена только для сотрудников, которые при выполнении своих трудовых обязанностей используют ИКТ.

Пошаговая инструкция перевода сотрудников на удаленку

  1. Составьте список работников для перевода на дистанционный режим. В обычных условиях это потребовало бы предварительного уведомления за месяц до изменения условий труда, но из-за сложившейся ситуации (с учетом согласия сотрудников) на это можно закрыть глаза.
  2. Получите от сотрудника заявление о переводе на дистанционный режим работы. В нем должна быть указана причина и дата перехода. В будущем это позволит вернуться к обычным условиям труда без оформления дополнительных документов.
  3. Сформулируйте доп. соглашение к трудовому договору. В нем нужно прописать рабочий режим, период, периодичность и способы выхода на связь и другие условия выполнения работы. Чем подробнее прописаны практические правила организации удаленной работы, тем меньше вероятность возникновения проблем в будущем.
  4. Подготовьте приказ нанимателя о переводе сотрудников на дистанционную работу с ознакомлением «под роспись».

Отпуск во время карантина

В период пандемии некоторые сотрудники решат взять оплачиваемый отпуск. Если это прописано в коллективном договоре/соглашении — для этого нет никаких препятствий.

Неоплачиваемый социальный отпуск, досрочный трудовой отпуск или кратковременный отпуск без сохранения зарплаты по семейным обстоятельствам возможны только с письменного согласия работника.

Наниматель вправе сотрудника освободить от выполнения трудовых обязанностей, если у него появились симптомы заболевания (кашель, высокая температура и др.). После этого сотрудник должен связаться с участковым врачом для оформления листка нетрудоспособности на период карантина или другой срок исходя из протекания заболевания.

Если работник вернулся из страны повышенного риска по распространению инфекции и не имеет симптомов заболевания, он вправе обратиться к врачу за направлением для обследования на COVID-19.

Если по объективным причинам (нехватка сырья, поломка оборудования и т.д.) работник не может выполнять свои рабочие обязанности, наниматель может своим приказом без согласия сотрудников оформить производственный простой на срок до полугода. В этом случае работники будут получать зарплату в размере ⅔ от оклада.

Вверх