г. Минск,
ул. Серафимовича, 11
каб. 108, каб. 112
ПН-ПТ 09:00 - 18.00
viber

28 июня 2020 года вступили в силу несколько нормативных правовых актов по охране труда:

Что нового в Законе "Об охране труда" для нанимателей:

  1. Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
  2. В целях создания условий для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам охраны труда без проведения проверки Законом устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.
  3. Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Что нового в Законе "Об охране труда" для работающих:

  1. Законом конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе от по указанным основаниям работающий по гражданско- правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
  2. В статье 32 Закона закреплена возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам работающий, получивший производственную травму, вправе будет обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.
  3. Закон дополнен двумя новыми статьями - 16-1 «Охрана труда работников-надомников» и 16-2 «Охрана труда домашних работников». В указанных статьях закрепляются особенности организации охраны труда указанных категорий работников.

Основные изменения при проведении стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих:

  1. Изменен перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда - исключена тема "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность", добавлены темы "Организация работы по управлению охраной труда" и "Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности".
  2. Изменена форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда - изменено наименование граф.
  3. Изменена форма журнала регистрации инструктажа по охране труда - исключена графа 13 "Знания проверил, допуск к работе произвел".
  4. появились требования к работникам-надомникам.

Примечание: в связи с тем, что в журналах старой формы есть возможность вносить все предусмотренные записи, старые журналы продолжаем вести до их окончания.

Основные изменения в деятельности комиссий для проверки знаний по охране труда:

  1. Новые формы протокола проверки знаний и удостоверения по охране труда.
  2. В состав комиссии необходимо назначать председателя, заместителя председателя и секретаря (ранее - председателя и членов комиссии).
  3. В состав комиссии организации можно включать работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда (ранее - не было).
  4. Билеты для проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих должны быть утверждены председателем комиссии (ранее - просто должны быть разработаны).

Основные изменения при проведении контроля за соблюдением требований по охране труда:

  1. Предлагается внедрить систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.
  2. Виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный) дополнились новым «по мере необходимости». Его проводит специалист по охране труда.
  3. В организациях сферы услуг и микроорганизациях контроль может проводится с другой периодичностью, но не реже одного раза в месяц.
  4. Определено единственное лицо, которое может приостановить эксплуатацию оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств при угрозе жизни или здоровью работников и окружающих - руководитель организации или его заместитель (ранее запретить работу мог непосредственный руководитель). Возобновление эксплуатации запрещенного оборудования разрешено только с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию со специалистом по охране труда.
  5. Журнал ежедневного и ежемесячного контроля может быть один и вестись в электронном виде (при наличии ЭЦП). Формы журнала нет, есть только его обязательное содержание.
  6. Отменено проведение Дней охраны труда.

Основные изменения при разработке инструкций по охране труда:

  1. Работодатели, не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда без их утверждения.
  2. Инструкции по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  3. Обязательная форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда отменена.
  4. Небольшие изменения произошли в содержании инструкций по охране труда.

Основные изменения в порядке разработки мероприятий по охране труда:

  1. План мероприятий по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  2. Исключен анализ результатов паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

Основные изменения в проведении предсменного медосмотра и освидетельствования:

  1. Теперь постановление распространяется только на работников, с которыми заключен трудовой договор (ранее - на работающих);
  2. Изменен и дополнен Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный медосмотр либо освидетельствование.
  3. Изменено определение термина «состояние наркотического или токсического опьянения», теперь это означает одновременно наличие наркотических и/или токсических веществ в биологических образцах и внешних признаков у работника (запах, шатающаяся походка и т.д.).
  4. Предсменный медосмотр проводится путем анализа выдыхаемого работником воздуха (ранее также можно было брать анализ крови).
  5. Отменена обязательная форма журнала предсменного медицинского осмотра работающих. Требования к его содержанию остались прежние.
  6. Предсменное освидетельствование может проводиться не только у рабочих, но и у служащих.
  7. Отменена обязательная форма журнала освидетельствования работающих. Требования к его содержанию остались прежние, журнал должен быть прошнурован, пронумерован и заверен подписью уполномоченного должностного лица (ранее - не требовалось).
  8. Удалено право работника, при несогласии с результатами освидетельствования, пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.
Вверх