Дата публикации: 14.01.2021
Дата обновления: 14.07.2022
Рубеж 19 и 20 веков был временем бурной индустриализации. По всему миру строились заводы и фабрики. На этих предприятиях за сущие гроши трудились тысячи человек. Условия здесь были поистине ужасающими. Люди, работающие с опасными химикатами, уходили домой, покрытые ими с ног до головы. Обычной практикой было запирать весь коллектив в помещении, чтобы никто без особой надобности не отлучался.
Естественно, это провоцировало различные болезни и отравления, которые почему-то считались неизбежным профессиональным риском. Детей, однако, надо было чем-то кормить, поэтому хозяева этих предприятий не испытывали дефицита в рабочей силе.
Эта ситуация многих не устраивала. В частности, американку Элис Хэмилтон, которая задалась целью уменьшить эти неоправданные риски. Эта женщина родилась в 1869 году - в эпоху, когда врачами становились почти исключительно мужчины. Однако она ещё в детстве выбрала именно этот жизненный путь, и поступила в медицинскую школу Мичиганского университета. Окончив учебное заведение, она решила посвятить себя не практике, а научной работе, поэтому отправилась в Германию изучать бактериологию. Здесь ей пришлось стать «невидимкой» - девушка тайком прокрадывалась на лекции, находила неприметные места на задворках аудиторий, где тщательно конспектировала все услышанное. Вернувшись в США, она работала в чикагском Халл-Хаусе - «социальном поселении», где обучались и проходили лечение иммигранты. Элис видела, что многие из этих людей заболевают и получают травмы на крайне небезопасной работе, поэтому всерьез занялась исследованием профессиональных недугов.
Начала она с собственного рабочего места. В 1905 году Элис Хэмилтон опубликовала статью, рассказывающую о том, как передаются скарлатина и некоторые другие болезни в больничной среде. Ей удалось сделать выводы, которые сохраняют актуальность по сей день. Девушка просила людей, больных скарлатиной, кашлять, плакать и дышать над чашками Петри, после чего проверяла, присутствуют ли там бактерии Streptococcus pyogenes, вызывающие этот недуг. В результате своих исследований Элис выяснила, что лучший способ не допустить распространения заразы - просто прикрыть рот и нос, так как болезнь передавалась через слюну и носовую слизь. Она рекомендовала хирургам надевать медицинские маски при проведении операций, так как скарлатина в течение некоторого времени присутствует в организме бессимптомно. К совету прислушались повсеместно, и это сберегло здоровье миллионам медиков по всему миру, так как воздушно-капельный путь передачи присущ множеству болезней, в том числе крайне опасных. Кроме того, маски применялись для защиты населения во время эпидемий - от испанки 1918 года до COVID-19.
Однако наибольшую известность Элис Хэмилтон принесло изучение промышленных токсинов. Штат Иллинойс и министерство труда США наняли её, чтобы определить, насколько опасен для человеческого организма свинец. Этот дешевый и доступный металл использовался повсеместно - из него делали трубы, фольгу, краску, много чего ещё. Естественно, было известно, что он токсичен, непонятно было только то, как именно он воздействует на живых существ. Сегодня считается, что организм на свою беду принимает свинец за кальций - материал, формирующий кости и зубы, а также участвующий в работе мышц и нейронов. Как результат ядовитый химический элемент скапливается в самых разных тканях, в том числе в нервах и мозге.
Свинец ведет себя по-разному в зависимости от того, где скапливается. Если это мозг и мышцы, то его воздействие ощущается сразу. Оно весьма заметно и очень неприятно. Если же это кости, он высвобождается медленно и не так выражено. Элис Хэмилтон пришлось разбираться в большом количестве симптомов, возникновение и развитие которых далеко не всегда совпадали со временем воздействия. Это мешало увидеть, что причиной тех или иных нарушений и болезней является именно свинец. Что, кстати, полностью устраивало владельцев фабрик и заводов. Они на голубом глазу твердили, что в плохом здоровье рабочих виноваты злоупотребление алкоголем и неумение соблюдать элементарные нормы гигиены.
Чтобы вывести капиталистов на чистую воду, Элис пришлось стать чем-то средним между журналисткой и шпионкой. Она без чьего-либо разрешения проникала на предприятия, чтобы увидеть, как там работают со свинцом. Девушка общалась с рабочими и профсоюзными лидерами в питейных заведениях, где они могли свободно говорить. По её просьбе с заводов выносились образцы, которые она проверяла на количественное содержание свинца. В результате ей удалось выявить более 70 опасных для здоровья производственных процессов. Это привело к кардинальному пересмотру правил техники безопасности на предприятиях, работавших со свинцом, а также к постепенному отказу от него в изготовлении краски и фольги.
Элис Хэмилтон прожила на этом свете более века. Она родилась в 1869 году, а скончалась в 1970-ом. Именно благодаря ее усилиям в США появились организации, следящие за безопасностью работников в тех или иных отраслях промышленности. Благодаря гению, отваге и прозорливости героини нашего рассказа мир стал намного безопаснее для человека.